Профессия, выбранная с любовью

18 Декабря 2015
Автор: Екатерина Перемитина, Вера Барсукова Профессия, выбранная с любовью

Когда я была маленькая, я любила рисовать, повсюду носила с собой карандаши. «Художник растет!» - говорили родители. Потом я подросла, научилась читать, и меня уже нельзя было найти без книжки. «Филолог будет!» - уверенно заявляли родители.

В средней школе я увлеклась экологией: писала научные проекты, исследовала окружающую среду… «А где у нас в Томске готовят экологов? Надо узнать, какие предметы для поступления нужны», - с понятной целью интересовалась мама у папы. Позже меня заинтересовало социальное проектирование, фотография, журналистика… В общем, в какой-то момент увлечений стало столько, что уже даже родители, эксперты в моем профессиональном будущем, только и могли, что руками разводить. И как же понять, кем быть? И здесь, как по волшебству, в моей жизни появился Центр «Планирование карьеры».

Что такое ЦПК?

Центр «Планирование карьеры» - это учреждение дополнительного образования для школьников всех возрастов. Главной своей целью педагоги Центра видятобеспечение эффективной социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Что это значит? А то, что специалисты «Планирование карьеры» ни много ни мало помогают детям сделать один из самых важных и судьбоносных выборов - выбор профессии, с которой они свяжут свою дальнейшую жизнь. Для этого в ЦПК существует множество инструментов. Например, можно обратиться к психологам лаборатории «Планирование карьеры» и прийти на консультацию, где специалисты помогут определиться не только с профессией, но и с выбором профильного класса, а затем и учебного заведения, где можно получить желаемую профессию. Еще можно прийти в Центр мониторинга и пройти самые различные тесты, которые помогут выявить ваши профессиональные склонности. Причем тесты эти совсем не простые: Центр специально приобрел два психодиагностических комплекса в компаниях «Иматон» (Санкт-Петербург) и «Эффектон» (Москва).

Если же вы выбрали несколько профессий и сомневаетесь, какую из них выбрать, то в ЦПК вы можете на некоторое время попробовать себя в каждой из них. Для этого в ЦПК существует павильон профессиональных проб. Специалисты определяют профессиональную пробу как краткосрочное погружение в ту или иную профессию. То есть за несколько часов обучения вы узнаете о достоинствах и недостатках выбранной вами специальности, условиях труда, качествах, необходимых для того, чтобы быть успешным в этой работе, и, конечно же, выполняете практические задания, с которыми каждый день сталкиваются представители данной профессии. В ЦПК представлен огромный выбор таких проб: можно попробовать себя в роли химика-технолога, программиста, гида-экскурсовода, актера, журналиста, web-дизайнера, нанотехнолога, экономиста, юриста - перечислять можно бесконечно.

Кроме всего перечисленного, в Центре, как и в любом другом учреждении дополнительного образования, работает множество творческих объединений, посещать которые можно абсолютно бесплатно! Вы можете изучать английский язык или русскую словесность, робототехнику или программирование, актерское мастерство, журналистику, педагогику или психологию, а можете убрать «или» и посещать все сразу - если времени хватает. Многие ребята, среди которых и я, целыми днями пропадают в ЦПК. Здесь никогда не бывает скучно, а если проголодаешься, то, например, в нашем медиацентре всегда можно попить чай с печеньками.

С чего все начиналось?

ЦПК успешно помогает школьникам определиться с профессиональным будущим уже 20 лет. Среди обучающихся Центра есть такие ребята, чьи родители сами когда-то ходили сюда заниматься. Только тогда «Планирование карьеры» располагался не на Каштаке, а в центре города - на проспекте Ленина, в здании бывшего детского сада. Тогда, в 1996 году, все только начиналось.

- Можно сказать, что ЦПК возник из моей собственной жизненной проблемы, - делится воспоминаниями директор и основатель Центра Наталья Огнева. - Мой сын бросил медицинский институт на третьем курсе. Представляете? Единственный сын бросает учебу. Конечно, это была трагедия. А потом я стала думать: почему так получилось? Что мы сделали со своим ребенком? Папа всегда хотел, чтобы он стал врачом, я тоже не возражала. Не было разговора о том, чего хочет он сам. Он учился в медико-биологической школе при мединституте, работал в госпитале санитаром - и все потому, что его родители так решили.

И вот события, которые вторглись в мою личную жизнь, заставили меня задуматься не только о своем ребенке, но и о том, как определится в жизни. Как сделать так, чтобы такого не случалось с детьми и их родителями? Ведь это очень большая проблема: часто мы задаем высокую планку ребенку и ставим цель за него. Так делала я.

После этого ко мне пришла заведующая районо и сказала, что есть пустое здание детского сада. Это, пожалуй, все, что было - здание. Не было названия, устава, вообще никаких документов. В то время были популярны учебно-производственные комбинаты, в которых готовили слесарей, токарей, швей - в общем, обучали рабочим специальностям. И мне предложили сделать что-то подобное. Но я сказала «нет». Тогда у меня уже была задумка сделать что-то совсем новое, другое, чего еще не было. И вот тогда мы создали лабораторию «Планирование карьеры». Представляете, в 1996 году! Это было, без преувеличения, наглое заявление. Мы были белой вороной в томском образовании - ни школа, ни УПК и ни учреждение допобразования в принятом тогда смысле.

Любовь и роботы

Через 17 лет после этой истории в жизни ЦПК началась новая глава, которую Центр пишет совместно с Институтом кибернетики НИ ТПУ. Вот уже три года здесь успешно развивается направление образовательной робототехники, которую преподают ребятам магистранты политеха. Наши ребята успешно выступают на соревнованиях самого различного уровня. В прошлом году они даже съездили на стажировку в Анапу, посмотрели местный индустриальный парк. В этом году - взяли сразу два кубка на губернаторских соревнованиях. Все это привело к тому, что в начале декабря ЦПК как флагману этого направления было доверено провести первую городскую олимпиаду по робототехнике «КиберТомск», в которой приняли участие 60 школьников из 12 образовательных учреждений города и области.

Есть у обучающихся Центра успехи и в других направлениях. Например, Екатерина Осинская из нашего Бизнес-инкубатора для старшеклассников в свои 14 лет имеет свой собственный работающий бизнес и получает стипендию губернатора Томской области. А юные журналисты нашего медиацентра имеют призы областного, всероссийского и международного уровня. Совсем недавно, например, телепроект нашего телевидения «Море профессий» стал победителем Всероссийского конкурса детского телевизионного творчества. И это далеко не все!

Если вы спросите меня, как все это получается, то я скажу, что причина всему - любовь. Любовь директора и педагогов к своей работе и детям, любовь детей к тому, что они делают, к своим творческим объединениям и ко всему ЦПК. С уверенностью я могу сказать, что выпускники центра «Планирование карьеры» будут делать свою работу с любовью. Потому что сделают правильный выбор.

Комментарии

Наверх